Статьи

Каталог статей
Меню сайта
Категории каталога
Аниме [5]
Разное [12]
Аквариум [1]
Статьи по аквариумистике - о различных видах растений и животных, населяющих наши аквариумы. заметки о дизайне и особенностях содержания аквариумов
Веловипеды [3]
Статьи про обслуживание велосипедов, расходные материалы, стили катания и многое другое
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Откуда вы узнали про этот сайт?
Всего ответов: 39
Главная » Статьи » Разное

Как правильно выбрать сноуборд.
Сноуборд
Современные доски – высокотехнологичное изделие с массой сложных терминов и множеством фирменных «фич». Давайте попробуем примерно разобраться в том, что такое современные сноуборд и из чего это сделано.

Стиль катания
Так как стиль катания, назначение, а так же опыт райдера определяют конструктивные особенности досок, выделим упрощенно 3 стиля катания: фрирайд – катание по трассам и вне трасс; фристайл – выполнение трюков на построенных фигурах; рейсинг (фрикарвинг, карвинг, слалом) – скоростное катание по подготовленным склонам, используя карвинговую технику. Развитие сноубординга породило подклассы стилей: технический фристайл – катание в парках, а бэккантри фристайл – вне трасс; джиббинг – скольжение по перилам и рейлам; бордеркросс – соревнования по групповому спуску по трассе с искусственными препятствиями, Big Mountain – катание по целинным склонам в больших горах. Как правило, доски не привязаны жестко к определенному стилю – на фристайловой доске вполне можно проехать вне трасс, а на фрирайдовой доске провети день в сноуборд-парке. Исключение составляют лишь рейсинговые и Big Mountain доски – это узкоспециализированные снаряды. Доски для рейсинговых дисциплин называют «жесткими», все остальные – «мягкие».

Форма
По форме мягкие доски делятся на Twin Tip, Directional и Twin Tip-directional. Twin Tip – симметричные доски у которых одинаковые форма и материал носа и хвоста. Такая форма позволяет кататься как в своей стойке, так и в свиче.
Directional – доски с удлиненным и более мягким носом. Они прекрасно «всплывают» в целине.
Twin Tip-directional – симметричные по форме, но с более мягким носом доски и жестким хвостом. Такие доски прекрасно плывут по целине, уверенно держат дугу и выстреливают на биг-эйре благодаря жесткому хвосту.

Боковой вырез
Также доски различаются геометрией бокового выреза. Упрощенно они могут иметь радиальный и переменный боковой радиус. Форма радиального выреза – просто радиус большой окружности (от 7 до 12 метров), переменный же может представлять из себя несколько радиусов - два и более. Такая форма позволяет доске работать по-разному при загрузке носа или хвоста. Большой радиус позволяет уверенно вести доску на больших скоростях, делает ее менее маневренной, но более устойчивой. Малый радиус заметно увеличивает маневренность доски и позволят перекантовываться с меньшим усилием. Вообще же, производители для расчета бокового радиуса прибегают к сложным расчетам, имитируя изгиб доски под нагрузкой и рассчитывая точки контакта со склоном.

Доски имеют свою жесткость (независимо от типа – мягкие или жесткие). Производитель указывает жесткость в своих собственных условных единицах и единицы одного производителя совсем не одно и тоже у другого. Жесткость определяется стилем катания, опытом и весом райдера. Для жесткого склона нужна жесткая доска, для целины – более мягкая.

Конструкция доски
Теперь обратимся к скрытым конструктивным особенностям досок. Начать стоит с сердечника. Сердечники делают из деревянных реек различных пород деревьев. Для придания доски гибкости и прочности, сердечник делают или из продольно склеенных реек (вертикальный ламинат), располагая волокна реек в противоположном направлении относительно друг друга, или склеивая их горизонтально, как фанеру, - это так называемый горизонтальный ламинат. Он тяжелее вертикального, но грамотно сделанный, надолго сохранит жесткость доски, не «разгибается». Рейки изготавливают из различных пород деревьев, иногда самых экзотических, но упрощенно можно сказать, что хвойные породы более хрупкие, но жесткие, а лиственные более гибкие и лучше гасят вибрацию. Кроме деревянных сердечников бывают пенные, композитные (очень много вариантов) и со вставками сот из кевлара или стеклопластика (в очень дорогих и командных моделях).

Изготовленный сердечник собирают одним из следующих способов: сэндвич, кэп или гибрид. Сэндвич это бутерброд из сердечника, проложенного между слоями стеклоткани, его края закрывают узкой полоской пластика. Сэндвичи прекрасно работают на больших нагрузках и при случае легко ремонтируются. Кэп представляет из себя как бы крышку с боковыми стенками, накрывающей сердечник. За счет этих стенок, сноуборд становится легким и более жестким. Минусом этой конструкции является то, что при очень больших нагрузках сноуборд может просто расслоиться. Гибрид компенсирует минусы обеих вышеописанных конструкций. Вариантов гибридной конструкции достаточно много и каждый производитель обзывает их по-разному.

При катании важную роль играет сопротивление доски скручивающим (торсионным) нагрузкам. Мягкие на скручивание доски позволяют легче переносить нагрузку с канта на кант, прощают ошибки и подходят для начинающих райдеров. Опытным райдерам нужна более точное ведение дуги, лучшая передача усилий на кант. Все это дает большая торсионная жесткость. Для предания доски этой самой жесткости в нее встраиваются различные элементы жесткости – начиная от стеклотканей с различным взаимно перпендикулярным расположением нитей (би-, три- и даже квадроаксиальные), до вставок специальных материалов (углепластик, титан, кевлар).

Наконец завершает доску база или скользяк. Он может изготавливаться из полиэтилена двумя способами: экструзией или спеканием. Экструдированная (extruded) база изготавливается следующим образом – расплавленный пластик выдавливается. Как из тюбика и наносится на доску. Он мягок, легче царапается, но и легче ремонтируется. Такая база менее требовательна к уходу и часто необработанная экструдированная база лучше скользит, чем необработанная спеченная. Для начинающих это лучший вариант. Спеченную (sintered) базу получают прессуя расплавленный материал. При этом получается масса, состоящая из мельчайших частичек с большим количеством пор, которые прекрасно впитывают воск, более стойки к царапинам, но и менее ремонтопригодны. Для снижения электрического заряда на поверхности базы при трении о снег, в оба типа баз добавляют графит, что приводит к лучшему скольжению. Так же, производители для улучшения различных характеристик могут добавлять иные вещества в базу, называя их мудреными фирменными технологиями.

В принципе, этих знаний уже хватит, чтобы определиться с доской.
Вы любите кататься там, где есть снег и не обращать внимания на границы трасс. Тогда фрирайдовые доски – это то, что вам нужно. Эти доски не притязательны к склонам: трассы различной ухоженности, катание вне трасс – если повезет, то это будет глубокий пушистый снег или лесные сугробы – все это вотчина фрирайдных досок. Как и для любого вездехода, главную роль играет проходимость, поэтому «трюковые фичи» отходят на второй план: эти доски, как правило, Directional, ведь гонять в свиче по лесу не самое простое и безопасное занятие. Для глубокого снега доска должна быть достаточно широкой, чтобы всплывать в нем, а для выполнения дуг на высокой скорости, иметь достаточно большой радиус бокового выреза – все это делает доску менее маневренной, требует больших усилий для перекантовки, но и делает ее более устойчивой. Конечно, вы можете на этой доске прыгнуть с надува, но для катания в парке она, все же, жестковата и велика. Часто фрирайдные доски имеют более мягкий нос и жесткий хвост.

У вас нету желания просто гонять, но вы любите прыгать? Ваша доска - фрирайдовая. Для исполнения трюков в свиче, эти доски делают TwinTip-формы, они значительно мягче фрирайдовых. Катание на парковых фигурах, в пайпе не требует наличия длинного склона (хотя серия фигур и может вытягиваться в достаточно длинную линию), поэтому эти доски не приспособлены к выписыванию огромных дуг на больших скоростях – они имеют малый радиус бокового выреза, часто переменной формы. Такие доски очень маневренные, из-за малой жесткости прощают ошибки на приземлении, но на больших скоростях от вас потребуется гораздо больше усилий по контролю над доской. Стоит отметить отдельно доски для джиббинга. Эти доски чуть короче, часто с более широкой и жесткой талией. Для того, чтобы при скольжении по рейлу не поймать кантом заусенец, его стачивают. Производители предлагают свои решения, например, в районе талии, база не параллельна основанию, а как бы выгнута. Если такую доску положить на пол, то в зоне талии кант будет приподнят над базой.

Для тех, кто проводит большую часть катания в горах на целинных полях, предлагают доски Big Mountain. Самая главная задача этих досок – «всплывать» в паудере, не позволять носу глубоко зарыться в снегу. Достигается это несколькими способам: во-первых, у этих досок может быть нос шире хвоста. При этом из-за меньшей площади, на хвост действует большее давление, и он утапливается в снегу, благодаря чему нос доски приподнимается. Во-вторых, такая доска может быть оснащена ласточкиным хвостом – разрезом в хвостовой части. При движении в пухляке, из-за малой площади, хвост утапливается в снегу одновременно поднимая нос и выполняя роль руля, так как в этих условиях канты не столь эффективны. У досок с ласточкиным хвостом специфичная форма носа – острая, напоминающая серф. Это очень узкоспециализированные доски. Вообще же, Big Mountain – самые большие и широкие доски, с большим радиусом бокового выреза.

Рейсиногвые доски – самые жесткие с собственной Directional формой, с самым большим радиусом бокового выреза, с самой узкой талией. Увидев такую доску, вы тут же поймете, что кататься в парке на ней не получится, а в свиче - тем более…

Универсальные доски похожи на все вышеперечисленные, кроме рейсовых и досок для больших гор. Они имеют среднюю жесткость, могут быть как Twin Tip, так и Twin Tip-directional с различной формой бокового выреза. Специфику доски, ее фичи, можно почувствовать, накатав достаточно большой опыт. Новичок, как правило, разницу между фрирайд и фристайл доской не почувствует.

Особенности конструкции сноубордов для женщин продиктованы различиями в мужской и женской анатомии – женщины легче (по идее), меньше ростом (как правило), имеют маленький размер ноги (в большинстве случаев). Все это накладывает специфику на женские модели досок – они не отличаются формой или конструкцией, но они имеют меньшие ростовки (компенсируя вес и рост райдерш), более узки (для компенсации маленького размера стопы), более мягкие и с более глубоким боковым вырезом (для легкого вхождения в поворот). Так же дизайн может явно указывать на женскую ориентированность доски.

Крепления
С помощью закладных к доске крепятся крепления. На мягкие доски в большинстве случаев, ставят, как это не странно, мягкие крепления, а на жесткие – жесткие.
Жесткие крепления примерно одинаковы и конструктивно просты – имеем шасси на которое крепятся мысочные и пяточные платформы с дугами, удерживающими жесткие (очень похожие на горнолыжные) ботинки. В середине привычный по мягким креплениям диск для установки угла. Такие крепления максимально сильно прижимают ботинок к доске через выступы у подошвы спереди и сзади ботинка и не взаимодействуют с ботинком ни в какой другой части ноги. Есть также и Step-In разновидность жестких креплений.

У мягких креплений больший контакт с ногой. Состоят они из платформы, к которой крепятся передний и верхний стреп (ремни), пяточная дуга и хай-бек (задник, принимающий на себя нагрузки при закантовке на задний кант). Для более агрессивной закантовки могут применяться газ-педали – платформы под носком и пяткой ботинка. Хорошие крепления должны обладать достаточной регулировкой под ботинок – тут и положение стрепов, и наклон хай-бека. Обратите внимание на то, как пяточная дуга охватывает пятку ботинка – контакт должен быть равномерным. Стрепы не должны быть слишком жесткими или мягкими – они должны быть эргономичны и в меру жестки. Появившиеся в последнее время кэп-стрепы охватывают носок ботинка и прижимают его к хай-беку, но не перетягивают ногу в зоне носка. Правда в первые мгновения может возникнуть ощущение дискомфорта от отсутствия давления на носок – кажется, что вы не затянули нижний стреп, но комфорт катания со кеповыми креплениями вне всяких похвал.

Отдельно стоит класс креплений step-in – крепления, позволяющие встегиваться без помощи рук. При всей красоте идеи есть целый ряд проблем – встегиваться в рыхлом снегу очень трудно; снег, попавший в крепление, может помешать им застегнуться, да и не всегда усилие на кант передается правильно. Но разработчики не унывают и каждый год появляются новые модификации этого класса креплений.

Стоит упомянуть о креплениях Step-in-Go компании Flow. У этих креплений передний и задний стреп соединены в единую часть, которая довольно комфортно (при правильной регулировке) охватывает ботинок, а хай-бек откидывается назад. Что позволяет очень быстро встегнуться или отстегнуться. Это не совсем Step-In, но быстрота надевания на порядок быстрее мягких креплений. Правда крепления Flow достаточно тяжелы и сильнее выступают над доской даже в сложенном виде, так что выбирая чехол, возьмите с небольшим запасом по высоте (не длине) доски.

Ботинки
Самой важной деталью экипировки бордера являются, на мой взгляд, ботинки. Ничто так не может испортить катальный день, как сдавливающий или натирающий ногу ботинок. Ботинки могут быть с внутренником или без, с классической шнуровкой или с системой BOA – затягивающейся с помощью вращающейся ручки. Но самое главное, что ботинок должен быть удобным, пятка не должна быть надежна фиксирована. Существуют ботинки термоформируемым внутренником, повторяющие контур ноги райдера. Хорошо, если материал ботинка будет дышащим и при этом водоотталкивающим – ходить весь день в мокром ботинке мало приятного. Также существуют модели со вставками, меняющими их жесткость.

Ботинки для жестких досок очень похожи по внешнему виду и конструктивно на горнолыжные (имеют жесткую пластиковую оболочку и мягкий внутренник), но, все же, отличаются от них (кроме всего прочего у них скошенная пятка и носок). Можно использовать и горнолыжные ботинки, но надо учитывать множество нюансов (как то большая их высота, более длинная подошва и проч.), так что лучше использовать сноубордические жесткие ботинки.

Выбор комплекта
Теперь позвольте дать вам несколько советов по подбору оборудования. Когда вы пришли за снаряжением, первым делом подберите несколько пар ботинок, перемеряйте их все, выберите самые комфортные и идите в них по всему магазину подбирать все остальное снаряжение – не торопитесь, в ботинках надо как следует походить, понять, что они идеально сидят и нигде не жмут.

Продолжаем в ботинках подбирать снаряжение.
Доска. Вы определились со стилем, знаете свой опыт, подбираем ростовку. Тут важную роль играет вес райдера – рекомендации приведены в таблице к конкретной модели. Чем длиннее доска, тем лучше она ведет себя на большой скорости и в глубоком снегу, но требует и больших усилий при перекантовке. А если вы фристайлер? Тогда длинная доска вам ни к чему, но все равно обращаем внимание на рекомендацию производителям для вашего веса. Если у вас размер ноги 45, то ищите доски со словом Wide – это чуть более широкие доски, которые позволяют кататься райдерам с большим размером ноги, не цепляя носком ботинка склон.

Очень важным параметром является эффективная длина канта – это та его часть, которая соприкасается со снегом во время катания. У более маневренных досок значение эффективной длины будет меньше, а большее значение позволит получить от доски большую точность и плавность хода. Ну и жесткость: более опытным и фрирайдерам – более жесткие доски, новичкам и фристайлерам – более мягкие.

Подбор оборудования для девушек не вызовет особых проблем – досок для женщин меньше, так что не замучаетесь с выбором, да и в глаза они бросаются сильнее. Если серьезно, то доски для девушек меньше и мягче, дизайн более женственный - никаких анатомических различий в них нету. А вот ботинки отличаются от мужских – тут производитель должен учитывать разницу в строении икроножной мышцы и подгоняет ботинок под женскую анатомию.

Самое последнее – подбор креплений. Они удобные – пятка ботинка плотно обхватывается пяточной дугой, стрепы плотно затягивают ботинок, но не создают дискомфорта ноге, имеют массу регулировок и сделаны из качественных материалов. Установка креплений - сугубо индивидуальный процесс. Угол и расстояние находятся методом проб и ошибок, пока вы не поймете, что кататься вам комфортно. Не стесняйтесь помучить продавца-консультанта – он сам знал, на что шел.

Текст: Алексей Щербаков специально для snowlinks.ru


Источник: http://www.snowlinks.ru/content/view/1727/18/
Категория: Разное | Добавил: redisca (24.02.2009)
Просмотров: 708 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz