Для начала вспомним фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит
фазан». Она известна каждому с детства и служит для запоминания
последовательности цветов радуги. Это так называемый акрофонический
способ запоминания: каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и
название цвета: каждый = красный, охотник = оранжевый и т.д.
Акрофония обеспечивает удобство запоминания азбуки и тем самым
максимально быстрое ее распространение. Среди основных алфавитов,
употребляемых в Европе, три в той или иной мере обладают
акрофоничностью: греческий, иврит и кириллица (= глаголица). В латинице
этот признак полностью отсутствует, поэтому латиница могла появиться
только на основе уже распространенной письменности, когда акрофония
несущественна.
В греческом алфавите прослеживаются остатки
акрофонии в названиях 14 из 27 букв: альфа, бета (правильнее – вита),
гамма и т.д. Однако эти слова ничего не означают в греческом языке и
являются слегка искаженными производными еврейских слов: «алеф» –
«бык», «бет» – «дом», «гимель» – «верблюд» и т.п. Сравнение по признаку
акрофоничности прямо указывает на определенное заимствование греками
еврейского письма.
Праславянская азбука также полностью
обладает признаком акрофоничности, однако в одном отношении существенно
отличается от иврита. В иврите все названия букв – имена
существительные в единственном числе и именительном падеже, а среди
названий 29 букв славянской азбуки, по крайней мере, семь слов –
глаголы. Из них четыре в повелительном наклонении: два – в единственном
числе (рцы, цы) и два – во множественном (мыслите, живите), один глагол
в неопределенной форме (ять), один – в 3-м лице единственного числа
(есть) и один – в прошедшем времени – «веди». Более того, среди
названий букв встречаются и местоимения (како, шта), и наречия (твердо,
зело), и имена существительные во множественном числе (люди, буки), как
и в обычной речи.
В нормальной связной речи один глагол
приходится в среднем на три другие части речи. В названиях букв
праславянской азбуки наблюдается именно такая частота глагола, что
прямо указывает на связный характер азбучных наименований.
Таким
образом, праславянская азбука представляет собой послание –
совокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку языковой
системы придать однозначное графическое соответствие – то есть букву.
При этом системы начертания букв для передачи одной и той же звуковой
системы могут быть разными, например кириллица = глаголица для
праславянского языка, кириллица = латиница для современного
сербохорватского языка.
А теперь прочитаем послание, содержащееся в праславянской азбуке. Рассмотрим три первые буквы азбуки – аз, буки, веди.
Азъ – «я». Буки (букы) – «буквы, письмена». Веди (веде) – «познал», совершенное прошедшее время от «ведити» – знать, ведать. Объединяя акрофонические названия первых трех букв азбуки, получаем следующую фразу: аз буки веде – я знаю буквы. Объединяются во фразы и все последующие буквы азбуки. Глагол – «слово», причем не только изреченное, но и написанное. Добро – «достояние, нажитое богатство». Есть (есте) – 3-е л., ед.ч. от глагола «быть». Итак, глагол добро есте: слово – это достояние. Продолжим разбор дальше.
Живите (вместо второго «и» раньше писалась буква «ять», произносилось
живете) = повелительное наклонение, множественное число от «жить» –
«жить в труде, а не прозябать». Зело (передавало сочетание дз = звонкое ц) – «усердно, со рвением», ср. библейское имя Зелот – «ревнитель». Земля – «планета Земля и ее обитатели, земляне». И – союз «и». Иже – «те, которые, они же» (передавало придыхательный звук типа озвонченного украинского «г»). Како – «как», «подобно». Люди – «существа разумные». Фраза «Живите зело, земля, и иже како люди» означает: живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает людям.
Мыслите (писалось с буквой «ять», произносилось мыслете, так же, как и
«живете») – повелительное наклонение, мн.ч. от «мыслить, постигать
разумом». Нашъ – «наш» в обычном значении. Онъ – «оный» в значении «единственный, единый». Покои (покой)– «основа (мироздания)». Ср. «покоиться» – «основываться на…». Мыслите нашъ онъ покой – постигайте наше мироздание. Рцы (рци) – повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух». Слово – «передающее знание». Твердо – «уверенно, убежденно». Рцы слово твердо – неси знание убежденно. Укъ – основа знания, доктрина. Ср. наука, учить, навык, обычай. Фертъ, ф(ъ)ретъ – «оплодотворяет».
Херъ – «божественный, данный свыше». Ср. нем. Herr (господин, Бог),
греч. «иеро-» (божественный), а также русское имя бога – Хорс. Укъ фъретъ Херъ – знание оплодотворяет Всевышний, знание – дар Божий.
Цы (ци, цти) – «точи, проникай, вникай, дерзай». Ср. аналогично
многозначное нем. Ziehe с преимущественным значением «проникни». Червь (черве) – «тот, кто точит, проникает». Ш(т)а (Ш, Щ) – «что в значении «чтобы». Ср. укр. «що», болг. «ще».
Ъ Ь (еръ/ерь, ъръ) – представляют собой варианты одной буквы,
означавшей неопределенный краткий гласный, близкий к «э». Вариант «ь»
возник позднее из «iъ», – именно так письменно отображалась вплоть до
ХХ в. буква «ять». Слово «ъръ», по-видимому, означало сущее,
вечное, сокровенное, пространство – время, недоступное человеческому
разуму, светоч, Солнце. По всей вероятности, «ъръ» – одно из наиболее
древних слов современной цивилизации. Юсъ (юс малый) – «свет, старорусское «яс». В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный». Ять (яти) – «постичь, иметь».
Цы, черве, шта ъра юсъ яти! – Расшифровывается как «Дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет постичь!».
Совокупность
приведенных выше фраз и составляет азбучное послание: азъ буки веде.
Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ
онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ
яти!
Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь
усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание!
Несите слово убежденно. Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!
Праславянская азбука – это первый в
истории современной цивилизации учебник. Человек, прочитавший и
понявший азбучное послание, овладевает не только универсальным методом
хранения информации, но и приобретает способность передачи накопленного
знания, т.е. становится Учителем.
Источник: http://www.libo.ru/libo2270.html |